Зачем нужен этот сайт?

Этот сайт посвящён теории относительности — одному из величайших достижений человеческого гения на пути познания тайн природы. Оказывается, время не так необоримо и незыблемо, как мы привыкли считать. Время можно замедлить и даже повернуть вспять. А пространство, трехмерное пространство, в котором мы с вами живём, та пустота, то место, в котором разворачиваются все события — тоже не так просто устроено, как могло бы показаться. Оказывается, оно может искривляться, вызывая силы тяготения и управляя движением небесных тел. Оказывается, что вместо со временем оно составляет таинственно четырехмерное пространство, в котором не существует движение, а всё выглядит как запутанная паутина мировых линий — своебразных линий судеб современной науки.

Всё это, и многое другое, открыто в начале 20-го века замечательными людьми, учёными, среди которых наиболее выдающийся вклад внёс, конечно, Альберт Эйнштейн. Более ста лет назад он, еще будучи ребёнком думал, что будет, если попытаться догнать свет. Удастся ли увидеть световой луч застывшим в полёте? Оказалось, что нет, что скорость света не меняется даже для того, кто летит вслед за ним. С этого и началась та революция в познании природы, о которой слышали все. Получающиеся выводы настолько необычны и парадоксальны, что и тогда, во времена Эйнштейна, и сегодня, в начале 21-го века, большинству людей они кажутся невероятными. Но все эти выводы один за другим подтверждаются на опыте. Что делать? Смириться и поверить? Отвергнуть и затаиться? Нет, можно еще понять! Бытует мнение, что в мире есть всего около сотни людей, которые поняли теорию относительности. Не знаю, правда это или нет, но я предлагаю вам (и себе) войти в это число!

Образование "по требованию"

Как сейчас обучают людей? Поэтапно. Сначала учат одному, потом, на основе этого — следующему и так далее. В результате в головах учеников — потребителей обучения — строится система знаний. Не усвоив предыдущий уровень — невозможно усвоить последующий. А поскольку все отрасли знаний взаимосвязаны между собой, то возникает парадоксальная ситуация, при которой знания можно преподать только в комплексе, по принципу "всё или ничего".

Такое представление знаний составляет суть университетского образования.

Однако, в настоящее время этот метод постепенно устаревает. Разумеется, обществу всё ещё нужны универсально и стандартно образованныхе личности, возникают и другие потребности. Увеличивается подвижность общества, люди всё чаще меняют работу, сферу научных интересов, занимаются свободным самообразованием, выбирают индивидуальные пути для своего развития и т.п.

В этих случаях технологии образования, при которых осуществляется серийное производство стандартно образованных индивидуумов, перестают отвечать человеческим потребностям. Тратится огромное количество времени на приобретение знаний, большая часть которых потом оказывается ненужной и одновременно, нужные знания оказываются незатронутыми.

Эти проблемы частично решаются при помощи специального или профессионального образования, но и эти методы обладают существенными недостатками: узостью подхода, разнесенностью во времени момента, когда происходит выбор сферы знаний и момента, когда эти знания начинают применяться и практика предъявляет свои требования и т.п.

Фактически, в настоящее время есть лишь два варианта:

  1. преподать знания в универститетском объеме, чтобы в случае непредвиденного возникновения потребности в них, знания бы уже были в наличии
  2. заранее определиться со специализацией и преподавать лишь ограниченную часть знаний — профессиональных или специальных

Оба подхода сопряжены с известными, частично описанными выше, проблемами.

Решением этих проблем могла бы стать модель образования, которую я называю образованием "по требованию". Это значит, что образование перестает целенаправленно формировать человека, а становится пассивным ресурсом, который просто выдает те знания, которые необходимы потребителю именно в данный момент. По сути, такой ресурс — это энциклопедия нового уровня. Энциклопедия, при помощи которой можно не только составить общее представление о какой-то области, но и изучить её в необходимом объеме.

Прообразом таких систем образования будущего я и хочу сделать этот сайт.

В связи с вышеизложенным, у него будут две отличительные черты.

  • Отсутствие необходимости в предварительных знаниях, всё необходимое будет представлено на ресурсе. Изложение будет в наибольшей степени основано на общечеловеческих представлениях и логике. Особое внимание будет уделяться образному и наглядному изложению.

Это качество будет отличать ресурс от традиционных образовательных ресурсов.

  • Отсутствие ограничений на использование каких-либо подходов, в том числе абстрактного математического аппарата. Математика будет широко применяться, но при этом её использование будет поясняться досконально.

Это качество будет отличать ресурс от традиционных научно-популярных ресурсов.

Теория относительности

В качестве преподаваемого предмета выбрана теория относительности — одна из красивейших и интереснейших сфер человеческого знания.

Теория относительности — это система рассуждений и умозаключений, подкрепленная математическими выкладками, построенная на основе наблюдаемых на опыте явлений относительности, приведшая к значительно лучшему пониманию природы пространства и времени.

Теория состоит из двух частей — частной и общей относительности.

Частная относительность (она же "специальная", специальная теория относительности, сокращенно СТО) была создана в начале 20-го века для описания движения со скоростью, близкой к скорости света. При такой скорости, законы природы становятся другими, не такими, как мы привыкли их видеть. Поскольку выводы относительности ярко проявляются почти только при таких скоростях, их (скорости) стали называть "релятивистскими", от английского слова "relativity", "относительность".

Общая относительность (общая теория относительности, сокращенно ОТО) также была создана в начале 20-го века. Ее задача — объяснить силу всемирного тяготения (гравитацию), которая прижимает нас к Земле и которая отвечает за движение планет и звезд, пронизывая весь космос.

Технологии

1. Новостная рассылка — электронная газета, в которой постепенно, этап за этапом, делается попытка в максимально наглядной форме изложить всю теорию относительности. На основе выпусков этой рассылки впоследствии будет построено полное изложение данной науки.

2. Интерактивный форум — средство научного общения участников, близкого к условиям реального времени. Так как главной целью форума является образование, познание, то на нём действуют особые правила. Основной метод работы: чтобы понять что-то самому, нужно объяснить это что-то другому.

3. Статьи — просто разрозненные мысли и статьи участников проекта.

4. Переписка с редакцией по адресу editor@relativity.ru, где можно задавать любые вопросы.

Дмитрий.